Написать нам







Создаем сочные сайты!
+7 (499) 649-30-72
Написать нам
Создание сайтов






СОЗДАНИЕ САЙТОВ У НАС — ЭТО КАЧЕСТВО И РАЗУМНАЯ ЦЕНА. УБЕДИТЕСЬ САМИ!

ЗВОНИТЕ:
+7 (495) 974-15-75

Все статьи

Хороший сайт - удобный сайт

08.03.2009
Хотите хороший сайт

Где же на этом сайте раздел Downloads? Как мне найти здесь то, что нужно? Почему результаты поиска такие бестолковые? О чем вообще, черт побери, этот сайт? Эти и многие другие вопросы возникают оттого, что разработчики сайта уделили недостаточно внимания удобству его использования. Между тем юзабилити - это целая наука о том, как сделать пользование сайтом максимально комфортным.

Организация юзабилити сайта - одна из сфер эргономики, науки об удобстве использования всех создаваемых человеком предметов. Эргономика решает, какую форму должны иметь бытовые приборы, какой высоты должны быть ступеньки на лестнице, как должны располагаться рычаги управления в кабине пилота и т.д. Конечно, то, что удобно для одного человека, необязательно подойдет другому, но эргономика и не стрижет всех под одну гребенку. В задачу этой науки входит разработка общих принципов, на основании которых для каждого человека можно создать вещь, пользоваться которой комфортно именно ему.

К удобству сайтов применим тот же подход, что и к любым другим предметам. На основе исследований поведения пользователей сайта специалисты делают выводы:

  • как добиться того, чтобы на выполнение своих задач пользователь тратил как можно меньше сил, интеллектуальных ресурсов, времени и средств;
  • как избежать частого механического повторения одинаковых действий;
  • как решать проблемы, возникающие у пользователя во время работы.

Многие из выводов касаются разработчиков браузеров и другого программного обеспечения, но для тех, кто создаёт сайты, наука об удобстве тоже приготовила свои рекомендации.

Первое и главное правило удобства сайтов: разработчику всегда следует смотреть на свою работу глазами пользователя. Именно он является конечным потребителем сайта, поэтому его ожидания и интересы должны учитываться в первую очередь. Так чего хочет пользователь?

Простота - залог успеха

Пользователь любит простоту и ясность. Попав на незнакомый сайт, он хочет сразу узнать, чему этот ресурс посвящен и какую информацию может предоставить. Если это сразу непонятно, посетитель, скорее всего, покинет страницу. На знакомом сайте он уже знает, чего ожидать, и поэтому постарается поскорее получить нужную информацию, после чего двинется дальше.

Из этого следует, что оформительские изыски, любимые многими разработчиками сайтов, могут сослужить медвежью службу. Пользователю обычно не до того, чтобы восторгаться художественной ценностью сайта. Он хочет в короткие сроки узнать то, что ему нужно, и перейти к другим делам. Чем сложнее внешний сайта, тем вероятнее, что пользователь останется недоволен.

Требования простоты и ясности касается также структуры сайта и названий его разделов. Не стоит называть архив новостей "Лавкой древности", а раздел с документацией - "Имперской канцелярией". Возможно, такие метафоры и отражают творческую натуру разработчиков, но пользователю они повергают в недоумение.

Некоторые организации создают сайты со структурой, соответствующей внутреннему устройству самой компании. На сайте есть разделы "Руководство", "Отдел продаж", "Пресс-центр" и им подобные. Однако посетителя, не работающего в этой организации, мало интересует ее устройство. Для него гораздо важнее, что эта компания может предложить лично ему. Поэтому правильнее структурировать сайт в соответствии с целями пользователей. Клиента с большей долей привлекут названия "Продукция", "Новости", "О компании".

Великая сила привычки

Пользователь не любит необычного интерфейса. Если на сайте используется нестандартные элементы управления или, что еще хуже, изменены элементы стандартные - посетитель останется недоволен. Например, многие привыкли к тому, что гиперссылки обычно подчеркиваются. Поэтому на сайтах, где они не подчеркнуты, их просто не находят. Или наоборот, если подчеркнуть текст, не являющийся ссылкой, многие посетители будут безуспешно пытаться по нему щелкнуть. Пользователи также привыкли к тому, что кнопка "Назад" на панели инструментов браузера приводит их к странице, на которой они были до этого. Если такую возможность отнять (например, с помощью сценария Java Script или путем открытия ссылок в новом окне), это будет неудобно. Также не следует изменять вид элементов управления, привычных для пользователя. Если полоса вертикальной прокрутки вдруг становится темно-зеленой с ярко-желтыми стрелками - посетитель может решить, что это ошибка его браузера.

Равнение на ленивых

Пользователи не любят совершать лишних действий. Многие специалисты в области юзабилити сайтов рекомендуют разрабатывать навигацию таким образом, чтобы любая информация была доступна не более чем за два перехода с главной страницы. На крупных сайтах с большими объемами контента этого добиться трудно, но о максимальном сокращении маршрутов пользователей все равно следует позаботиться.

Страницы-заставки (так называемые "сплеш-страницы"), не содержащие ничего полезного, также доставляют дополнительные неудобства. Вместо того чтобы сразу получить то, за чем он пришел, ваш гость вынужден лишний раз щелкать по ссылке и еще некоторое время ждать загрузки основной страницы.

На многих сайтах есть система поиска, на которую ведет ссылка с главной страницы. Но пользователю гораздо удобнее, если форма простого поиска будет находиться непосредственно на ней. Это также избавляет его от необходимости лишнего перехода по ссылке. Без крайней необходимости пользователь не склонен обращаться и к прокрутке. Поэтому всю важную информацию на странице следует располагать в пределах одного экрана. Все, что выходит за его пространство, большинство людей не увидят. Также необычайно раздражает горизонтальная полоса прокрутки. Крайне неудобно, если для просмотра сайта приходится постоянно перемещать стрелку мыши то к правой границе окна, то к левой. Разработчику сайта следует сделать все возможное, чтобы горизонтальная прокрутка не появлялась даже при уменьшении окна браузера по горизонтали.

Ждать никто не любит

Хотите хороший сайт Пользователь не любит ждать: если сайт загружается слишком долго, он часто прерывает загрузку и идет на другой ресурс. Считается, что при средней скорости загрузки web-сраница должна загружаться не более 10 секунд. На практике это означает, что ее размер со всеми изображениями не должен превышать 50-60 Кбайт.

Если страница все-таки велика, разработчику нужно позаботиться о том, чтобы в браузере она могла отображаться по мере загрузки по частям. Так, многие сайты верстаются с применением таблиц, которые обычно не отображаются на экране, пока не загрузятся полностью. Это увеличивает время ожидания пользователя.

Также не следует использовать сложных клиентских скриптов, элементов ActiveX и других компонентов, требующих значительных ресурсов компьютера пользователя. Это не только увеличивает время отображения страницы, но и может привести к сбоям на слабых и плохонастроенных ПК.

О пользе дружелюбия

Посетителя раздражают баннеры, счетчики, анимированные изображения, фоновые иллюстрации, всплывающие окна, фоновая музыка, бегущие строки и текст, размер шрифта которого меняется при наведении мыши. Всех этих элементов нужно избегать.

Многие браузеры позволяют отключать анимацию, всплывающие окна, фоновую музыку и другие раздражающие элементы. Кроме того, существует немало программ, отфильтровывающих счётчики и баннеры. Квалифицированный пользователь обычно настраивает браузер так, чтобы не видеть этого "мусора". Но гораздо лучше, если уважение к пользователю проявит сам разработчик сайта, избавив его от необходимости защищаться от нежелательных элементов.

Удобству сайта служит также размещение на каждой его странице традиционных элементов интерфейса.

  • Заголовок и (или) логотип сайта, являющийся, кроме того, ссылкой на главную страницу. Благодаря этому заголовку посетитель всегда будет знать, на каком сайте он находится, а также сможет при желании в любой момент переместиться на главную страницу. Это особенно полезно для пользователей, которые с помощью поисковых машин или переходов с других сайтов на промежуточную страницу сайта, а не на главную.
  • <<Хлебные крошки>> или другие компоненты, сообщающие о том, в каком месте сайта пользователь находится в данный момент. Эти компоненты играют ту же роль, что и значок "Вы находитесь здесь" на городских схемах.
  • Панель навигации по основным разделам сайта позволит пользователю легко понять структуру сайта и сразу переместиться в необходимый раздел с любой страницы.
  • "Подвал" страницы, в котором обычно повторяется панель навигации, а также располагаются знаки авторского права и прочая служебная информация, сообщающая пользователю о том, что страница закончилась и больше ничего загружаться не будет.

Автор: Ростислав Чебыкин
Источник: http://www.ichip.ru

Ещё рекомендуем прочитать:

Зачем Интернету usability?
5 способов заставить посетителей читать текст на сайте
Психология в дизайне
Легкая навигация
Юзабилити

Внимание!
Цитирование авторских материалов допускается только при условии прямой гиперссылки на «Introweb.ru»!


К списку статей



+7 (495) 974-15-75