Написать нам







Создаем сочные сайты!
+7 (499) 649-30-72
Написать нам
Создание сайтов






СОЗДАНИЕ САЙТОВ У НАС — ЭТО КАЧЕСТВО И РАЗУМНАЯ ЦЕНА. УБЕДИТЕСЬ САМИ!

ЗВОНИТЕ:
+7 (495) 974-15-75

Все статьи

Интернет и право — ничего виртуального!

08.09.2008
Интернет и право — ничего виртуального!

Говоря о правовом регулировании отношений в Интернете, отнюдь не следует представлять себе пухлый том, набитый конкретными правовыми актами. Несмотря на широкое распространение виртуальной деятельности в нашей повседневной жизни она в основном регулируется вполне «реальными» законодательными и нормативными актами, тогда как собственно законодательство об Интернете по-прежнему находится в стадии долгого формирования и черновых разработок, одной из которых является Проект Федерального закона «О правовом регулировании оказания интернет-услуг».

Отстаивая свои «электронные» права, пользователи, как правило, обращаются к помощи традиционного законодательства.

Самым, пожалуй, конкретным проявлением законодательного присутствия в Интернете являются вступившие в силу 1 января 2008 года «Правила оказания телематических услуг связи», выработанные Правительством РФ в соответствии с федеральными законами «О связи» и «О защите прав потребителей». Данные «Правила» регулируют отношения между абоненто, или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи. Данные «Правила» представляют собой очередной шаг к попытке урегулировать глобальную сеть при помощи закона и устанавливают некоторые обязанности оператора связи, например обязанность по созданию системы информационно-справочного обслуживания, определяют перечень информационно-справочных услуг, которые оператор должен оказывать только бесплатно (в частности, предоставление информации об оказываемых телематических услугах связи, о тарифах (тарифных планах) для оплаты, о зонах обслуживания, о состоянии лицевого счета абонента и др.), детально регулируют процедуру заключения договора по оказанию телематических услуг связи и порядок предъявления и рассмотрения претензий. В соответствии с правилами, например, операторы связи обязаны иметь книгу жалоб и предложений, которую должны будут выдавать по первому требованию абонента и (или) пользователя.

В целом же порядок урегулирования претензий осуществляется в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 07.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в связи с чем, кстати, может потребоваться внесение соответствующих изменений и в него).

Другая сторона правовых отношений в Сети связана с порядком регистрации и охраной доменных имен. Для организации работы в зоне .ru с 2001 года действует автономная некоммерческая организация «Координационный центр национального домена сети Интернет» (www.cctld.ru). Документ этой организации под названием «Правила регистрации доменных имен в домене .ru» определяет деятельность всех регистраторов доменных имен, содержание самих имен, их аннулирование, порядок передачи прав администрирования и другое. Таким образом, вся деятельность зоны .ru зависит в большинстве своем от некоммерческой организации, что никак не отменяет действие законодательства в этой области. На международном уровне данные отношения регулируются калифорнийской некоммерческой благотворительной «Интернет-корпорацией по присвоению имен и номеров» (ICANN). Правила регистрации доменов зависят от зоны и регистратора, но почти не отличаются друг от друга, а процедура разрешения споров (UDRP) едина для всех.

Одним из самых важных аспектов взаимоотношений в интернет-пространстве является охрана авторского права. В России она регулируется Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» (№ 5351-I от 9 июля 1993 в редакции 19.07.1995 г.). Другими инструментами защиты авторского права являются Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (№ 24-ФЗ от 20 02.995 г.) и Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (№ 85-ФЗ от 04.07.1996 г.). В качестве частного примера применения законодательства о защите авторских прав в Интернете можно привести недавний конфликт между компаниями, использующими бренд «Одноклассники».

На международном уровне защита копирайта производится на основании целого ряда старинных документов, среди которых: Парижская Конвенция по охране промышленной собственности (от 20.03.1883 г., с изменениями 1900–1979 гг.); Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (от 09.09.1886 г., с изменениями 1896–1979 гг.); Женевская Всемирная конвенция об авторском праве (от 06.09.1952 г., вступила в силу для СССР 26.05.1973 г.); Стокгольмская Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (от 14.07.1967 г., с изменениями 1979 г.); Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29.10.1971 г.)

Информационная деятельность в виртуальном пространстве является опять-таки объектом применения законов вполне «реальных» законов. Самым важным из них является, пожалуй, Закон РФ «О средствах массовой информации» (№ 2124-I от 27.12.1991 г.) в редакции от 27.12.1995 г. (первоначальная редакция (действ. с 08.02.1992 г.); с изменениями от 13.01.1995 г., 06.06.1995 г.; попр. 27.12.1995; проект поправок, принятый в первом чтении 14.01.1998).

Недавно на рассмотрение российских законодателей были предложены поправки к законодательству о СМИ, суть которых сводилась к обязательной регистрации в качестве средств массовой информации всех интернет-сайтов с ежедневной посещаемостью не менее тысячи. Основанием для такого предложения стала статья 12 закона «О СМИ», в соответствии с которой обязательной регистрации подлежат печатные СМИ с тиражом от 1 тысячи экземпляров. В первоначальном виде предлагалось регистрировать как СМИ вообще все сайты с посещаемостью от тысячи человек в день включая сайты знакомств, блоги, форумы и чаты. Тем не менее, у законодателей все же хватило ума осознать маразм предложения, и рассмотрение нуждающейся в принципиальной доработке инициативы было отложено на потом.

Вполне реальным механизмом интернет-дейтельности является и Федеральный закон «О рекламе" (№ 108-ФЗ от 18.07.1995 г.)

Нельзя не отметить также, что в последнее время Интернет все чаще становится объектом применения уголовного законодательства. Причем, это касается не только посягательств на интеллектуальную и иную собственность. Так, в августе 2008 года Ленинский районный суд Томска вынес обвинительный приговор 21-летнему программисту, удалившему якобы принадлежавший ему контент с сайта конкурента и тем самым нарушившему Федеральный закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 20.07.2001 г., вместо которого начиная с 01.01.2008 г. действует часть четвертая Гражданского кодекса РФ.

Вырабатываются и правовые методы защиты пользователей от спамеров — нынешним летом, например, Комитет по промышленной политике поддержал концепцию законопроекта, направленного против распространения спама в Интернете.

Применительно к Интернету нередко применяется законодательство о защите чести и достоинства граждан, а также о клевете.

В течение последних двух лет создан ряд важных прецедентов применения к Интернету статьи 282 Уголовного кодекса РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), направленной на борьбу с экстремистскими проявлениями в сетевом общении. На основании данной статьи нынешним летом вынесен обвинительный приговор сыктывкарскому музыканту Савве Терентьеву, неодобрительно высказавшемуся в одном из комментариев в ЖЖ по поводу качества работы милиции, возбуждены уголовные дела в отношении жительницы Новгорода Евгении Савельевой и кемеровчанина Дмитрия Соловьева.

 


Автор: Ника МУРАВЬЕВА («Introweb»)

Ещё рекомендуем прочитать:

Самарский интернет-экстремист получил год условно
Блогеры провели акцию в поддержку Соловьева
Турецкий Интернет убастовал цензуру
В США разгромлен воровской интернационал
Канада сдерживает натиск «Google»

Внимание!
Цитирование авторских материалов допускается только при условии прямой гиперссылки на «Introweb.ru»!


К списку статей



+7 (495) 974-15-75